Зандан Жуу - скульптура высотой 2 метра 18 см, ей около 2,5 тысяч лет, и она считается первым и единственным прижизненным изображением Будды Шакьямуни.
Мы расскажем вам об одной из легенд, связанных с происхождением этой статуи.
На 38-м году жизни Будда Шакьямуни, оставив наш мир, отправился на небеса Тридцати Трех небожителей к своей ушедшей матери, чтобы проповедовать Дхарму. Все ученики Будды стали скучать по нему, а один из них - раджа Удаяна из города Косамби - попросил известного своими сиддхами Маудгальяяну помочь ему отправить на небеса скульптора, чтобы тот запомнил облик Будды. После трех таких визитов из-под рук скульптора появилась сандаловая статуя Будды. Спустя три месяца Будда вернулся в наш мир, и статуя, увидев его, словно ожила и шагнула к Будде в приветствии. Будда улыбнулся и сказал: "Ты, наверное, устал за эти три месяца. Ты должен будешь напоминать об истине будущим поколениям". Тогда же Будда сделал пророчество, что статуя всегда будет находиться там, где будет процветать его Учение.
Также среди буддистов распространена легенда о том, что скульптор создавал статую, глядя на отражение Шакьямуни в водной глади, поскольку не мог вынести ослепительного сияния, исходившего от Будды.
Считается, что изначально статуя находилась в Индии, в Бодхгае. В III веке Сандаловый Будда был перевезен в Китай, после чего последовал там взлет буддизма. В VIII веке непальская жена тибетского царя привезла Сандалового Будду в Тибет. При следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. В XIII веке Сандаловый Будда оказался в Монголии, в то время происходили первые контакты монголов с буддистской философией, увенчавшиеся впоследствии принятием буддизма на государственном уровне.
Из Монголии статуя вновь вернулась в Китай, где хранилась в провинции Ли, в храме буддистского монастыря Сандалового Будды Сандан-Сы, выстроенном специально для нее. В XIX веке этот монастырь находился на территории столицы Китая. Все буддистские паломники из Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись чудесной статуе, посещая Пекин.
Известно, что во время "боксерского" восстания в Китая в 1900 году войска альянса восьми наций, включавшего Францию и Россию, вошли в Пекин. В состав российского контингента входили бурятские казаки Забайкальского казачьего войска, которые, согласно легенде, воспользовавшись суматохой и разрухой в городе, пожаром, вывезли статую Зандан Жуу. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев.
По другой легенде, Сандаловый Будда был куплен ламами Эгитуйского дацана во время "боксерского" восстания. Достоверно можно сказать, что статуя была тайно на телегах перевезена через Монголию в Бурятию благодаря стараниям соржо ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева. В летописях упоминается, что в 1906 году Зандан Жуу уже находился в Эгитуйском дацане.
В годы советской власти Эгитуйский дацан был закрыт. Черемуховую рощу вокруг монастыря вырубили, священные статуи вывезли и переплавили, а все строения передали колхозному театру. Статуя Сандалового Будды долгие годы хранилась в фондах краеведческого музея в Улан-Удэ и чудом не погибла.
Лишь в 1991 году буддистам Бурятии удалось добиться, чтобы Зандан Жуу вернули верующим. Сандалового Будду доставили во вновь отстроенный Эгитуйский дацан. В 2005 году Традиционная буддийская сангха России признала статую Зандан Жуу одной из трех главных буддийских святынь страны, наряду с Атласом тибетской медицины и нетленным телом Хамбо-ламы Итигэлова. Чтобы сохранить святыню в неприкосновенности, в Эгитуйском дацане было построено специальное здание, где поддерживается постоянный микроклимат. В 2008 году храм-дворец Сандалового Будды был освящен.
Источник: Хамбо Лама Этигэлов. Жизнь как вызов / А.Д. Намсараева. 2019